О приоритетах профессионального образования

О приоритетах профессионального образования 17 Августа 2016 О приоритетных направлениях развития
системы среднего профессионального образования
в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

Профессиональная подготовка кадров для обеспечения экономики автономного округа в рабочих кадрах и специалистах среднего звена осуществляется на базе профессиональных образовательных организаций – колледжей.
Всего в округе функционирует 19 колледжей, из них 16, реализующих программы политехнической направленности, 2 медицинских и 1 социально-гуманитарный, в которых обучается более 17, 5 тыс. югорчан.
Подготовка ведется по 59 специальностям и профессиям для ведущих отраслей экономики автономного округа: нефтегазовой, строительной, транспортной, энергетической и социальной сферы.  
Основной вектор развития системы профессионального образования определен Комплексом мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 – 2020 годы, который утвержден  распоряжением Правительства Российской Федерации.
Комплекс мер включает три стратегических направления:
- обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям современной экономики;
- консолидация ресурсов бизнеса, государства и сферы образования в развитии системы среднего профессионального образования;
- мониторинг качества подготовки кадров.
Приоритетами  на 2016 год выступают:
1. Обновление содержания и образовательных технологий через актуализацию основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям на основе регламентов WorldSkills (WS), с учетом требований профессиональных стандартов.
2. Соответствие качества подготовки кадров международным стандартам и передовым технологиям стандартам;
3. Доступность среднего профессионального образования, в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Что для решения вышеперечисленных задач делают профессиональные образовательные организации и Департамент образования и молодежной политики автономного округа?  
В колледжах разработаны и модернизированы Программы развития образовательных организаций, включающие в себя перечень мероприятий, обеспечивающих создание условий (ресурсных, кадровых) для подготовки кадров в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и регламентов WorldSkills (WS)
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации утвержден список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования.
Из утвержденного Минтрудом списка ТОП-50 в образовательных организациях Югры ведут подготовку по 12 специальностям профессиям.
Контингент студентов по этим профессиям/специальностям составлял 25,3% от общего контингента в колледжах в 2014/2015 учебном году.
Однако уже в 2015 году в профессиональные образовательные организации автономного округа принято на обучение более 5,3 тыс. студентов, из них по востребованным и перспективным профессиям и специальностям ТОП-50 – 1,5 тыс. чел. (29%)
Наиболее распространенными профессиями являются автомеханик, сварщик, специалист в области контрольно-измерительных приборов и автоматики (по отраслям), повар-кондитер.
Анализ перечня показал, что ряд специальностей (профессий) востребованных в Ханты-Мансийском автономном округе, обеспечивающих деятельность основных, градообразующих  предприятий топливно-энергетического комплекса не вошли в ТОП-50.
Поэтому, исходя из анализа прогноза потребности экономики Югры, был сформирован Перечень  перспективных и востребованных на рынке труда Югры профессий, требующих среднего профессионального образования. Проект Перечня обсуждался на предыдущем заседании Совета в ноябре 2015 года.
В региональный перечень, дополнительно к утвержденному Министерством труда Российской Федерации (34 специальности/профессии), вошли 23 специальности/профессии отражающие специфику региональной экономики (Техник (Бурение нефтяных и газовых скважин), Техник-теплотехник (Теплоснабжение и теплотехническое оборудование), Техник (Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и автодромов и др.)
Формирование контрольных цифр приема для обучения по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена за счет бюджета автономного округа на 2016 – 2017 годы предусматривает увеличение объемов по направлениям подготовки входящим в ТОП-50. Для этого к 2020 году предполагается открыть подготовку еще по 24 профессиям/специальностям из списка ТОП-50 и            ТОП-57.  
Для определения перечня вновь открываемых специальностей/профессий нам необходима информация как профильных Департаментов (о потребности в кадрах каждой конкретной отрасли), так и от работодателей (объединений работодателей), реализующих те или иные инновационные проекты.
Планируемые институциональные преобразования направлены на формирование современной и эффективной системы профессионального образования, ориентированной на взаимодействие с работодателями и способной удовлетворить потребности инновационной экономики в кадрах.
Мероприятия Комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования в полной мере распространяются на инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Создается сеть базовых профессиональных образовательных организаций по инклюзивному образованию.
Заключено Соглашении между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на создание базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на базе Бюджетного учреждения «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж».
Реализация комплекса мер в среднем профессиональном образовании подготовка кадров должна осуществляться с использованием практико-ориентированных методов обучения, когда не менее половины учебного времени студенты проводят на производственных площадках организаций или в учебно-тренировочных центрах.
Возможности для работы в этом направлении заложены в трехстороннем соглашении между органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Объединением работодателей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Объединением организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  на 2014 – 2016 годы
В системе практико-ориентированного (дуального) обучения организации-работодатели предоставляют материалы и рабочую форму для обучающихся, финансируют преподавательский состав на производстве (наставников) и оплачивают труд учеников в период обучения.
Примеры внедрения дуального образования  на территории Югры уже есть. Так, например: В рамках соглашения о сотрудничестве в области подготовки высококвалифицированных кадров, в соответствии с потребностью в кадрах ООО «Газпром трансгаз Югорск» между бюджетным учреждением профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа–Югры «Советский политехнический колледж» и Обществом с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» в 2015 году подписан договор об организации и проведении практикоориентированного (дуального) обучения по профессии «Машинист технологических насосов и компрессоров».
Разработана и согласована с ведущими специалистами ООО «Газпром трансгаз Югорск» образовательная программа. Определены предприятия, на которых организованы учебные рабочие места, закреплены наставники. С 1 сентября 2015 года 25 студентов приступили к обучению. В соответствии с потребностью ООО «Газпром трансгаз Югорск» за счет часов вариативной части образовательной программы студенты получили дополнительную квалификацию «Стропальщик».
Специалисты предприятия принимали  непосредственное участие в разработке фонда оценочных средств для проведения квалификационных экзаменов по модулям, с учетом используемых в производственном цикле предприятия видов оборудования и технологических операций;
Итоговая государственная аттестация проведена на базе линейных производственных управлений ООО «Газпром трансгаз Югорск».
Механизм данного сотрудничества Советский политехнический колледж и ООО «Газпром трансгаз Югорск» планируют продолжить. А также в 2016 году полученный опыт практикоориентированного  (дуального) обучения планируется реализовать по профессии «Оператор линий и установок в деревообработке» совместно с ОАО «Югорский лесопромышленный холдинг».
Вопросы организации практикоориентированного  (дуального) обучения предполагает активное взаимодействие работодателей и образовательных организаций. Координатором данного процесса в субъектах Российской Федерации (Пермский край, Свердловская область, Челябинская область) активно внедряющих модели дуального обучения являются ТПП. Однако в нашем округе такое взаимодействие,  к сожалению, пока не сформировано.
В 2016 году Нижневартовский политехнический колледж заключил договор по организации практико-ориентированному обучению с предприятиями ОАО «Обьэлектромонтаж» и начнет подготовку по профессии «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования»; ООО «Мега-Содружество» (подготовка по профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»; ООО «Технический центр Варта-кран» (подготовка по профессии «Автомеханик»).
Белоярский политехнический колледж заключил договор об организации и проведения практико-ориентированного (дуального) обучения по направлению подготовки «Повар. Кондитер».
Еще одним вариантом практико-ориентированного обучения является создание структурных подразделений.
В 2015 году создано структурное подразделение Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа на базе Управления Федеральной почтовой связи Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России». На его базе предусматривается реализация части образовательной программы 11.01.08 «Оператор связи» в виде лабораторных и практических занятий, учебной и производственной практики студентов, консультаций
Необходимо продолжать развивать практики целевого обучения студентов с заключением соответствующих договоров с последующим трудоустройством на предприятия и организации.
Порядок заключения и расторжения таких договоров о целевом приеме и целевом обучении утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 г. № 1076.
Пунктом 11 данного Порядка предусмотрено, что договор о целевом обучении с обучающимся может быть заключен на любом этапе освоения им образовательной программы в образовательной организации.
Департаментом была разработана примерная форма соглашения на подготовку квалифицированного рабочего, служащего или специалиста среднего звена по программе среднего профессионального образования в профессиональном образовательном учреждении. В марте данный проект был направлен в адрес ТПП (он предоставлен в комплекте материалов к заседанию).
Просим обратить внимание на предлагаемыми нами варианты   сотрудничества предприятий и организации с образовательными организациями по подготовке рабочих и специалистов.
Только совместными усилия мы с вами сможем обеспечить квалифицированными кадрами организации и предприятия нашего региона в соответствии с потребностями регионального рынка труда.
В настоящее время механизм целевой подготовки кадров для социально значимых отраслей экономики «Здравоохранение» и «Образование» уже отработан и имеет высокий результат.
Потребность в кадрах для отрасли «Образование» обеспечивается через систему целевой подготовки по заказам муниципалитетов в соответствии с подписанными главами МО соглашениями о целевом приеме. Это позволило в текущем году почти в 3 раза увеличить, по сравнению с 2010 годом, прием на педагогические специальности и обеспечить адресную подготовку педагогов для муниципальных.
Обеспечение кадрами отрасли «Здравоохранение» также ведется через организацию целевого приема, только в этом случае заказчиками выступают лечебно-профилактические учреждения. За пять лет контрольные цифры приема на медицинские специальности увеличились в 2 раза.
Такая политика позволяет обеспечивать учреждения, в том числе  вновь вводимые, кадрами и увеличивает процент трудоустройства выпускников по специальности в первый год после завершения обучения.
Особое внимание направлено на участие работодателей в общественном управлении подготовкой кадров для экономики регионов на этапах планирования, реализации и оценки качества их подготовки, а также последующего трудоустройства (в том числе через советы при органах исполнительной власти, советы региональных отраслевых кластеров, отраслевые объединения работодателей, наблюдательные и попечительские советы профессиональных образовательных организаций).
C 2012 года реализуется совместный проект Объединения работодателей Югры и Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по сертификации квалификаций выпускников по рабочим профессиям. Перечень видов деятельности, по которым осуществляется сертификация профессиональных квалификаций выпускников в профессиональных образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, включает 19 направлений. За 4 года более 2,5 тысяч выпускников получили независимый сертификат, позволяющий расширить возможности выпускников на рынке труда.
Из данного перечня направлений были сертифицированы по востребованным и перспективным профессиям (ТОП-50) 512 выпускников, что составляет 55% от общего количества прошедших сертификацию, из списка ТОП-57 – 541 выпускник (58%).
Еще одним направление независимой оценки качества профессиональной подготовки стала профессионально-общественная аккредитация. В этом случае признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля проводят работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации. Ведущей организацией в сфере профессионально-общественной аккредитации является Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и ряд уполномоченных организаций.
В настоящее время 8 программ подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена реализуемых в профессиональных прошли профессионально-общественную аккредитацию Объединением предпринимательских организаций работодателей малого и среднего бизнеса «Опора России», Федерацией рестораторов и отельеров.
Будущее страны не возможно без прочной экономики, развития промышленности, повышения престижа рабочих профессий. Успешные выступления студентов вузов и колледжей Югры, победы на различных конкурсах, таких как Всероссийские олимпиады профессионального мастерства, конкурс Уральского федерального округа «Славим человека труда», Национальный чемпионат рабочих профессий «Молодые профессионалы» (WorldSkiilsRussia) говорят о высоком уровне профессиональной подготовки специалистов и рабочих кадров в профессиональных организациях Югры.
В 2016 году участниками Национального Чемпионата от Ханты-Мансийского автономного округа Югры стали 3 обучающихся колледжей, занявшие 1 места в Полуфинале Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в Уральском Федеральном округе.
Необходимо отметить и высокий уровень наших педагогов и мастеров производственного обучения, четверо из которых выступили в качестве экспертов Чемпионата, причем один из них, Воротников Николай Алексеевич, руководитель Ресурсного центра БУ «Игримский политехнический колледж» являлся заместителем главного эксперта по компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей».
Президент Российской Федерации В.В. Путина по итогам встречи с членами национальной сборной России по профессиональному мастерству, предложил определить совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ, государственными корпорациями и акционерными обществами, в уставном капитале которых доля участия РФ превышает 50 процентов, порядок поощрения победителей региональных, национальных и мировых чемпионатов по профессиональному мастерству, проводимых по стандартам (WorldSkills Russia).
Совместно с Департаментом труда и занятости населения автономного округа во все организации и предприятия, расположенные на территории автономного округа, были направлены письма с просьбой высказать предложения по данному поручению. Однако таких предложений не получили. Мы еще раз обращаемся к руководителям компаний с просьбой рассмотреть возможность поощрения победителей конкурса «Молодые профессионалы».
Система конкурсов и олимпиад профессионального мастерства среди молодежи и молодых рабочих и далее будет использоваться как механизм актуализации профессиональных и образовательных стандартов и программ, повышения квалификации педагогических работников, профессиональной ориентации детей и молодежи, а также получения ежегодной достоверной информации об уровне подготовки студентов в рамках сформированной системы мониторинга качества подготовки кадров.
Уже в 2015 году доля образовательных организаций профессионального образования, представивших свои команды для участия в региональных чемпионатах профессионального мастерства, в том числе WorldSkills Russia в общем количестве организаций составила 94,7%  (18 из 19). А доля студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по перспективным и востребованным профессиям и специальностям, участвующих в региональных чемпионатах профессионального мастерства WorldSkills Russia, региональных этапах всероссийских олимпиад профессионального мастерства и отраслевых чемпионатах, в общем числе студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по перспективным и востребованным профессиям и специальностям (ТОП – 50) составила  9,1%.
Подготовка выпускников по востребованным и перспективным профессиям и специальностям с учетом технологий WorldSkills, требований профессиональных стандартов требует современной инфраструктуры и притока мотивированных абитуриентов.
Современная инфраструктура СПО в округе создана и функционирует в сетевом формате на базе 6 ресурсных центров и 2 многофункциональных центра прикладных квалификаций. Эта работа требует продолжения.
Для повышения престижа рабочих специальностей у выпускников школ, с 2013 года в округе реализуется «Концепция развития системы профессиональной ориентации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и межведомственный план по ее реализации». Результатом реализации плана мероприятий стало увеличение конкурса в профессиональные образовательные организации на программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих, специалистов среднего звена  и приток мотивированных для продолжения обучения в колледжах выпускников школ.
Доля поступивших в 2015 году в учреждения среднего профессионального образования составила 39%, а выпускников 11-х классов, продолживших образование в колледжах составила 16%.
И здесь необходимо отметить , что наиболее результативно на выбор профессии влияют профориентационные проекты, реализуемые совместно с работодателями. Одним из таких проектов является музей Сургутнефтегаза. Для учащихся начальных классов проводятся интерактивные занятия, в ходе которых дети знакомятся с геохронологией, изучают ископаемые окаменелости древних животных, учатся определять возраст пород, для старшеклассников и студентов учебных заведений проводятся тематические и профориентационные экскурсии.
ООО «Газпром трансгаз Югорск» проводит ежегодную конференцию «Сотрудничество с образовательными учреждениями в области подготовки кадров» с участием всех старшеклассников города Югорска.
В современных социально-экономических условиях работодатели заинтересованы в таких специалистах, которые обладают высоким уровнем адаптивных, социально-трудовых, интеллектуальных и информационно-коммуникационных компетенций и формировать данные компетенции необходимо со школьного возраста.
В соответствии с разработанной Стратегией системы подготовки рабочих кадров в РФ до 2020 года,  Комплексом мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы, списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования (ТОП-50), с учетом динамики социально-экономического развития автономного округа возникла необходимость в совершенствовании Концепции профориентационной работы в автономном округе.

Возврат к списку